Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую обыватели зачастую называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из вышеизложенных наименований дорожной экспертизы не является точным и научно-обоснованным наименованием, но об этом позже.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных причин.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это уникальное наименование более семи лет тому назад, большинство практикующих судей, следователей, юристов, адвокатов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, не определяя точного вида экспертного исследования.

Из-за такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в нашей практике довольно таки часто складываются ситуации, когда в адрес организации, где имеются тоже «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба), поступают материалы уголовного дела, где необходимы знания именно эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий).

В этих случаях возникает неприглядная ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки расследования дела не выдерживаются из-за элементарной безграмотности указанных выше участников судебно-следственного процесса.

Цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия закруглений, уклонов в продольном и поперечном направлении;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и других объектов на месте ДТП: сопротивления и коэффициентов сцепления перемещения автомобиля и прочих объектов по полотну автомобильной дороги;

Выяснение обстоятельств, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению происшествия: ошибочное расположение дорожных указателей, неблагоустроенность дороги, отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дороги и другие отрицательные особенности ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы эксперту необходимо предоставлять имеющиеся материалы уголовного, гражданского, административного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также необходимо знать, что для исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Например, в ситуациях, где важным обстоятельством дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.